В России и Европе законодательство по защите интеллектуальной собственности различается. Европейская софтверная компания, как правило, не может демонстрировать продукт в портфолио и даже упоминать о разработке без письменного согласия заказчика. Обсуждение самой идеи проекта начинается с заключения договора NDA (Non-disclosure agreement — в переводе с английского «соглашение о неразглашении»). Особенно это касается стартапов и разработок «с нуля». Соответствующие нормы РФ гораздо мягче.
«Иногда заказчики просят большего, чем того требует российское законодательство. Можно услышать следующее: «Вы нас полностью устраиваете как исполнитель, но хотим, чтобы нигде не упоминалось ваше участие в создании»
Мы готовы сотрудничать на таких условиях, но стоимость при этом увеличивается. Если заказчик оплачивает полную конфиденциальность, применяются повышенные меры для ее соблюдения.
Способы обеспечения конфиденциальности
01 | К разработке привлекаются только проверенные специалисты с высокими рейтами, осознающие, что полная секретность — принципиальное условие сотрудничества. Назначенные программисты подписывают специальное соглашение, предусматривающее штрафы. | |||
02 | В случае утечки информации руководители обязаны принять меры: провести внутреннее расследование, проверить исполнителей. Пример из практики: за 13 лет в EDISON не было ни одного серьезного случая разглашения информации. | |||
03 | Система управления проектами и репозиторий исходного кода изолированы от основных ресурсов компании. Материалы доступны только назначенным на задачу специалистам и не передаются по сети в открытом виде. На компьютерах сотрудников установлено антивирусное и антишпионское ПО, защищающее от кражи информации. |
Компенсация расходов на рекламу
При верстке стандартного сайта вопрос о конфиденциальности не возникает. Это логично. Лишняя ссылка на сайт не помешает, а наоборот, привлечет дополнительный траффик.
По более серьезным проектам заказчики часто требуют полной конфиденциальности. Получается, что софтверная компания вкладывает в создание сложного уникального продукта много времени, сил, знаний и труда. Такой ценный опыт, по идее, должен увеличить продажи, ведь часто выбирается исполнитель с конкретной компетенцией. Но строгое соблюдение NDA препятствует этому и требует дополнительных расходов на маркетинг.
Поэтому конфиденциальность стоит денег: с целью привлечения новых клиентов нельзя демонстрировать имеющийся опыт. Заказывая разработку программного обеспечения, нужно взвесить все аргументы и решить, так ли важна абсолютная секретность, будет ли она выгодна обеим сторонам.