Немногие из тех, кто нанимается на работу впервые, адекватно оценивают свои профессиональные навыки: выпускники сразу ожидают солидного оклада. Лишь некоторые понимают: чтобы подкрепить полученные в ВУЗе знания практическим опытом, необходима малооплачиваемая стажировка. «Готов работать за еду», — пишут кандидаты в сопроводительном письме. И очень удивляются, получая отказ.
Дело в том, что даже бесплатная стажировка приносит работодателю убыток. Компания функционирует как единый организм, у каждого члена команды — свои функции. Поскольку мы занимаемся разработкой ПО, а не образовательной деятельностью, учителей в штате нет. За каждым стажером закрепляется наставник из числа опытных программистов, который, частично отвлекаясь от текущей работы, выдает и проверяет задачи, как правило, относящиеся к второстепенным внутренним проектам. А компания в это время получает убыток в виде упущенной выгоды от простоя высококлассного специалиста. Польза же от ученика минимальна: сроки выполнения заданий чаще всего затянуты, а если прогресс по задачам и есть, он не стоит времени, которое тратится на тренинг. Действительно серьезные и востребованные работы по внутренним проектам выполняют более опытные коллеги.
Тем не менее, стажеры нужны. Лучших специалистов EDISON мы взрастили сами. Поэтому талантливые кандидаты принимаются охотно, но только тогда, когда на это есть время, которое не должно тратиться впустую.
На запросы по стажировке мы отвечаем всегда. Как правило, уже по форме обращения можно понять, будет ли от человека толк. Хороший кандидат сразу пришлет резюме и грамотное сопроводительное письмо, в котором четко изложит суть вопроса. Разгильдяй напишет сумбурно, с ошибками, личные данные вставит в тело письма, не укажет контакты — в общем, заставит кадрового специалиста уточнять и запрашивать дополнительные сведения.
Летние практики и стажировки первокурсников не интересны с экономической точки зрения. Мы приветствуем студентов старших курсов и выпускников, которые:
- хотят уделять работе и самостоятельному обучению как минимум 4 часа в день и готовы полностью жертвовать развлечениями;
- имеют хоть какой-то самостоятельный опыт по специальности;
- намереваются продолжить работу в EDISON в дальнейшем.
Первая задача стажера тестовая. Она сложная и отсеивает тех, кто не обладает достаточным упорством. Завершение теста означает, что соискатель принят на стажировку. Как только наставник чувствует, что подопечный готов к полезной работе, ему подыскивается соответствующее его квалификации задание на коммерческом проекте. Эту задачу мы готовы оплачивать исходя из стажерского рейта, который пересматривается при каждом существенном успехе.
Время стажировки индивидуально, процесс обучения у разных людей идет с разной скоростью. Со слишком медленными вынуждены будем расстаться. Если же коллегам становится очевидно, что разработчик умеет быстро осваивать новое и имеет несколько историй успеха на коммерческих проектах, стажер переходит на полноценный оклад и зачисляется в штат.