Многие предприниматели сталкиваются с серьезными трудностями при поиске людей для разработки программного обеспечения в Москве. Рынок стремительно растет, специалистов не хватает, цену они себе знают, правда, не всегда адекватную. Но поиск — еще не все. При найме отличного специалиста встает новая, не менее сложная задача: удержать его хотя бы до окончания разработки ПО. И, как ни странно, заставить работать...
Почему так происходит? Неужели единственный шанс закончить разработку — платить баснословную зарплату и соответствовать всем привередливым ожиданиям? Вероятно, нет.
Прочитав данную статью, вы узнаете:
- какие факторы формируют рынок труда в Москве;
- как место жительства влияет на менталитет человека, его производительность и отношение к работе;
- о мотивах поведения разных типов сотрудников;
- как закрывать вакансии программистов нетривиальным способом.
Особенности рынка труда в Москве
Высокая зарплата | Средняя оплата труда в Москве в 1.5–2 раза выше, чем в других крупных городах. Поэтому все стремятся в столицу в поисках заработка. Люди едут в Москву не работать, а зарабатывать. Многие проекты в столице терпят неудачу из-за дороговизны московской разработки. | ||
Много работодателей | В Москве много работодателей и вакансий. Это расхолаживает рабочую силу. Это относится и к программистам. Когда очередная крупная высокотехнологичная компания открывает офис в Москве, она начинает агрессивно переманивать программистов. Единственный весомый аргумент при этом — «раздутая» зарплата. Поэтому разработка программного обеспечения в Москве обходится дорого. | ||
Wage slaves | Высокая зарплата становится непреодолимым аргументом для некоторых программистов, которым не слишком важен результат труда. Таких людей интересует, в первую очередь, не опыт и ответственность, а оплата, которую сулит новый работодатель. Персонал с такими приоритетами на западе называют «wage slaves», что в переводе означает «зарплатные рабы». В Москве многие живут сиюминутной выгодой в постоянном поиске более высокооплачиваемой работы. Выполнение обязательств теряет приоритет. Конечно, не все работники такие. Но закономерность прослеживается. Один важный момент, касающийся «летунов» — их профессиональная пригодность. Работая меньше года на одном месте и не доводя проекты до конца, нельзя получить достаточный опыт. Ведь разработка серьезного программного продукта может занимать несколько лет. Новому работодателю нужно понимать, что опыта разработки у активно перемещающихся программистов гораздо меньше, чем у тех, которые привыкли доводить дело до конца. | ||
Много отвлекающих факторов | В мегаполисе трудно сосредоточиться на работе, если думать о предстоящей клубной вечеринке или других удовольствиях, которыми «полна» столица. В глубинке отвлекающих факторов меньше, поэтому коллективы в целом способны лучше концентрироваться на проекте. |
Кто раскачивает лодку?
Немалый вклад в перебежки специалистов вносят кадровые агентства: их заработки тем больше, чем выше текучесть кадров. Поэтому они пропагандируют в СМИ необходимость частой смены работы. Этот миф укрепляется в сознании людей. В глубинке по-прежнему считается нормальным проработать в одной компании от двух до пяти лет. В Москве это уже ненормально.
Серьезный программный продукт, за год даже не успевает создаться. О каком опыте разработки программного обеспечения может идти речь? Текучка — серьезный изъян столичного рынка труда.
Стоит ли ориентировать бизнес по компасу?
Еще в XVIII веке Томас Джефферсон писал о том, как отличаются люди Севера и Юга. Северян он характеризовал как трезвых, трудолюбивых, хладнокровных и настойчивых. Южан же считал сластолюбивыми, пылкими, непостоянными и ленивыми.
В заключении Джефферсона речь шла, конечно, об Америке с ее особенностями экономического развития. Но правда в том, что какую бы страну ни выбрали социологи для анализа, разница в менталитете южан и северян заметна. О том, что климат накладывает серьезный отпечаток на характер человека, писали многие ученые. Характер, в свою очередь, напрямую влияет на производительность и работоспособность.
Какие черты больше присущи южанину? Неумение преодолевать трудности, вспыльчивость, несдержанность. Если что-то не удается, он не может побороть негативные эмоции. Конечно, не все такие. Северяне другие. Холодный климат делает их более выносливыми, устойчивыми и даже суровыми. Северянин не впадет в истерику, если что-то не получается с первого раза. Он соберется и скажет: «Буду делать до тех пор, пока не получится!»
Если сравнивать москвичей и, например, сибиряков, вторые более целеустремленные и ответственные. Они демонстрируют большую готовность сделать. Если сибиряк принял решение, то ему холодной зимой деваться больше некуда. В теплом же климате хочется поскорее покинуть офис.
Отношение программистов к конфликту
В процессе разработки программного обеспечения возникает много технических споров и порой даже напряженных ситуаций: сотрудник должен быть справедливым и беспристрастным, чтобы проанализировать свои ошибки и довести софт до нужного состояния. Столичные работники частенько с трудом воспринимают критику и требуют особого подхода для ее высказывания. Сибиряки же спокойно выслушивают замечания, делают выводы и продолжают работу. Москвичи чаще встают в позу: «Ах, вы меня не цените?!». Увольняются сразу или несколько месяцев отсиживают рабочее время, параллельно занимаясь другими делами.
Отношение к работе
Сибиряки и столичные программисты по-разному относятся к исполнению договора. Первые, подписав трудовой контракт, в котором написано, что он будет программировать или хотя бы стремиться к этому, сам подойдет и скажет: «Я закончил читать документацию, готов работать». Для сибиряка договор — это подтверждение его обязанностей. Трудовой контракт для москвича — это основание требовать зарплату. Заключая контракт, он понимает, что не должен работать, пока его к этому не принуждают.
Как закрыть вопрос поиска программистов?
Когда нужна разработка программного обеспечения в Москве, а недостатки столичного рынка труда очевидны, можно нанять большую часть удаленных сотрудников, а небольшую часть столичных. Центр разработки программного обеспечения EDISON разработал программный продукт «Большой Брат» для открытия удаленных офисов.
Этот подход имеет неоспоримые преимущества.
- Выбор квалифицированных специалистов существенно расширяется вместе с географией поиска.
- Сокращаются расходы на организацию рабочих мест и аренду помещений.
- Стоимость труда адекватна рыночным запросам.
- Исполнитель может жить в другом часовом поясе и выполнять поставленную задачу, пока заказчик спит.